Добавить сайт в избранное карта сайта Dr.Nona
Дон Хуан назвал путь воинов венцом славы шаманов Древней Мексики. Он считал его их важнейшим вкладом, самой сутью их трезвости.
Карлос Кастанеда
главная о центре наши мастера библиотека фотогалерея отзывы контакты
Женственность и мужественность как козырь или оружие
Женственность и мужественность как козырь или оружие
Большинство женщин пребывает на уровне эмоций, не умея понять мужчин. Большинство мужчин пребывает на уровне чувств, не умея понять женщин.

подробнее

Статьи и публикации

Ответственность личности и безответственность жертвы обстоятельств.

 В такие моменты мы живем по принуждению, под ударами плети, которые наносит нам повозчик судьбы. Такой выбор мы делаем сами, чтобы обвинить в обстоятельствах своей жизни президента, правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного, кого угодно, только не себя. Так мы прячемся от себя, чтобы не сталкиваться с «горькой» правдой о себе, как о слабой личности, которая избегает трудностей, и вместо того, чтобы решать свои проблемы, предпочитает строить из себя жертву обстоятельств, которую нужно по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

Позиция жертвы - это позиция человека, который выбирает думать, что у него нет выбора, но есть обязательства, которые связывают его по рукам и ногам. Будучи жертвой, он действует, не когда сам выбирает, а когда должен и обязан, когда другого выхода у него нет. Жертва не выбирает действовать, - ей надо действовать, потому что ее вынуждают обстоятельства, потому что жизнь приперла жертву к стенке.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он – жертва и раб, сам действовать и работать не хочет, а хочет только веселиться и развлекаться. И все, что препятствует его потехе, рассматривается как одна большая вынужденность, которая заставляет человека вылезать из зоны комфорта.

И ведь так живут очень многие, вынужденно выползая по утрам из многоквартирных муравейников на плантации многочисленных офисов, заводов, учебных и пр. учреждений, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка, с которой человек всю свою жизнь «тянет лямку», не понимая, что это и был его выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта вымученная рабская принудиловка происходит с нами до тех пор, пока мы не понимаем, что мы сами выбрали такую жизнь. До тех пор, пока мы не принимаем ответственность за себя, за свои переживания и свои решения, мы остаемся пассивными жертвами обстоятельств, и закрываемся от всех возможных перемен к лучшему.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все сложится как-нибудь само собой, как-нибудь обойдется, уляжется и обустроится без ее активного участия. Но как-то почему-то обычно ничего толкового само собою не случается. Почему-то для каких-то действительно благих перемен необходимы наши сознательные усилия. Различные чудеса, наследства и пр. дары судьбы здесь я в расчет не беру. Речь идет о переменах, которые мы создаем сами своими сознательными решениями. Жизнь не изменится, пока мы сами не начнем делать выбор в сторону той жизни, которую хотим. Делать свой выбор - страшно, это - большая ответственность, но это – работает!

Да, быть самостоятельным и брать ответственность за свои решения бывает страшно, это – слишком по взрослому. Ведь куда проще забыться в привычном болоте, погрузиться в привычные заботы, повседневные развлечения, и не высовываться из привычного аквариума обыденности просто потому, что реальность может оказаться слишком реальной в сравнении с нашими фантазиями о себе и своих достоинствах.

Мы страшно привязываемся к привычным, поросшим мхом, заезженным тропинкам, которые исходили вдоль и поперек, потому что на них, мы можем чувствовать себя продвинутыми «юзерами», царями ничтожных кубических сантиметров «комфорта». Мы избегаем ответственности за свою жизнь, чтобы скрыть от самих себя, кто мы есть, и чего достойны. Мы избегаем ответственности за себя и свои переживания, чтобы обвинить других в собственных неудачах, чтобы продолжать тешить свое самолюбие раздутой самооценкой, которая разлетелась бы в щепки при столкновении с реальными трудностями.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все мы очень любим ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. И уже потом, после того, как мы проникнулись иллюзией собственного величия, нам становится страшно эту иллюзию терять. Нам становится страшно делать сознательный выбор, когда этот выбор нас сталкивает с истинным положением дел, когда этот выбор грозит разбить вдребезги наше ложное величие. И вот именно в такие моменты мы капитулируем, спасаемся от реальности бегством, мы снимаем с себя ответственность за свои промахи и становимся жертвами обстоятельств.

В такой ситуации плохой танцор отказывается признавать факты. Он начинает философствовать и рационализировать: ему туфли жмут, партнер по танцу – кривоногий, сегодня он не выспался, пол скользкий, завистники помешали и пр. Человек попросту отказывается признавать происходящее. Подменяя факты вымышленной чепухой, плохой танцор пытается доказать самому себе, что на самом деле он продвинутый и востребованный. Он пытается сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что ему проще раздражаться, закрываясь от фактов, чем принять истину, которая грозит унижением ложного величия и разрушением иллюзий.

Любитель не виноват в плохом качестве своей работы, ведь на самом-то деле он – «мастер», как он сам считает. Просто сегодня он оказался жертвой какой-то случайности. Что-то ему помешало, что-то с ним случилось, что-то его подтолкнуло, попутало и сбило с пути, поставило препятствие перед ним, и он оказался в «безвыходном» положении. Именно так человек отказывается брать на себя ответственность за свою жизнь, и выдумывает сам для себя какую-нибудь удобную ложь, чтобы приписать свои неудачи внешним обстоятельствам.

Для такого самообмана подойдет любое более-менее рациональное объяснение, на которое сам человек поведется. Он создает внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, закрыться от болезненной правды, и остановиться в развитии. Бессознательно понимая, где и как он себя обманывает, на поверхности сознания человек продолжает врать себе и другим. И он готов «придушить» любого, кто на этот самообман ему намекнет. Он готов с пеной у рта доказывать, что все обстоит именно так, как он сумел самому себе внушить.

Именно так мы избегаем душевного взросления и самостоятельности, оставаясь слабыми жертвами, пассивно текущими по течению жизни. Любые значительные перемены ставят под угрозу раздутую самооценку, т.к. сталкивают человека с реальностью, которая рушит фундамент крепости лжи о себе и своих достоинствах. Подавленная истина, упрятанная за ложное величие, создает неврозы.

Все, что требуется для разрешения такого конфликта с самим собою, - это признать правду о себе, признать, что ты есть тот, кто ты есть, - ни больше, ни меньше.


Наша вынужденность, безвыходность и наши обязательства – это одна большая иллюзия. На самом деле все это - наш реальный выбор, наполненный сомнениями и продиктованный внутренними противоречиями. Мы сами выбираем жить именно так, как живем.

Если человек мучается оттого, что ему «надо» прибраться в квартире, потому что его «заставляют» домашние, он с одной стороны отказывается делать выбор, с другой стороны выбирает позицию жертвы. Этот наш человек может сознательно отказаться от домашних дел, и принять последствия этого отказа. Он может сознательно согласиться заняться уборкой, даже если это занятие ему не кажется увлекательным. В любом случае он совершает выбор. Но если человек не привык быть ответственным за себя, даже в такой невинной ситуации он делает из себя жертву обстоятельств.

Иногда человек страдает и раздражается, когда его просят об услуге. Это может быть любая, самая невинная ситуация. Например, пассажир едет в общественном транспорте, и его попросили передать мелочь кондуктору. И вот внутри пассажира возникает сопротивление, он сердится так, словно на него свалили целую проблему, но, тем не менее, он вынужденно делает свое дело, - передает кондуктору мелочь. У него вроде как «нет выбора», на него скинули чужую «проблему» и теперь он – жертва, и должен мучительно сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, – протягивать руку в сторону кондуктора, чтобы сбросить, наконец, с себя этот «тяжкий груз». А после сидит и тихо возмущается от чужой «наглости», втихаря мечтая поднять бунт против всего мира.

Стоит один раз трезво подумать, что происходит на самом деле. Есть ключевой момент, в который ты видишь, как человек просит тебя об «услуге». Это – момент, в который ты совершаешь выбор. И этот выбор есть всегда. Ты можешь отказать, можешь прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, или спокойно исполнить просьбу человека. Достаточно лишь подумать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Именно честное взвешенное «хочу» в любой жизненной ситуации освобождает нас от надуманного принуждения. По-настоящему взрослый человек осознает свои ограничения, в рамках которых он выбирает то, что на самом деле и хочет выбрать.

Да, у нас есть ограничения. Мы – люди, а не Боги. Мы не можем делать, что угодно из чего угодно, а пользуемся тем, что есть. И там, где мы трезво осознаем свои ограничения, у нас не возникает невротических вынужденных: «надо», «должен», «вынужден», «обязан» и пр. Иначе можно дойти до абсурда и начать изводить себя по поводу того, что мы, будучи людьми в телах, вынуждены дышать воздухом, есть пищу, справлять нужду и пр. Это – данности жизни, которые мы действительно не в силах изменить. Но как часто человек рассматривает как «данность» свои жизненные трудности, которые на самом деле зависят исключительно от его реального выбора!

Мочь и хотеть – понятия разные. Именно от их путаницы, у человека возникают проблемы. Мочь, или не мочь что-либо, - указывает на реальные возможности. Наши желания могут с этими возможностями совпадать, либо не совпадать. Трезвое «не могу» присутствует там, где человек осознает свои ограничения. А бывает «не могу» 

28 мая 2012 г.

создание сайта kulikoff max